Окт 13

Синхронные и асинхронные сообщения

Синхронными сообщениями называются сообщения, которые Windows помещает в очередь сообщений приложения. Такие сообщения извлекаются и диспетчери-зуются в цикле обработки сообщений.
Асинхронные сообщения передаются непосредственно окну, когда Windows вызывает оконную процедуру.
Приведем примеры синхронных сообщений. Прежде всего, к ним относятся сообщения о событиях пользовательского ввода, таких как нажатие клавиш (WM_KEYDOWN и WM_KEYUP), перемещение мыши (WM_M0USEM0VE) или щелчок левой кнопкой мыши (WM_LBUTT0ND0WN). Кроме этого синхронными являются сообщения от таймера (WM_TIMER), сообщение о необходимости перерисовки клиентской области (WM_PAINT) и сообщение о выходе из программы (WM_QUIT). Приложение может само направить в очередь синхронное сообщение, вызвав функцию PostMessage.
Остальные сообщения, как правило, являются асинхронными. Во многих случаях асинхронные сообщения являются результатом обработки синхронных сообщений. Вообще, когда асинхронное сообщение обрабатывается функцией DefWindowProc, Windows часто генерирует другие сообщения, направляемые оконной процедуре. Приложение также может послать асинхронное сообщение, вызвав функцию SendMessage.
Таким образом, оконная процедура должна быть повторно входимой (reentrant program). Это означает, что Windows часто вызывает функцию WndProc с новым сообщением, появившимся в результате вызова DefWindowProc из WndProc при обработке предыдущего сообщения. В большинстве случаев повторная входимость оконной процедуры не создает каких-то особых проблем, но знать об этом полезно.
Рассмотрим, например, какие события произойдут после щелчка кнопкой мыши на кнопке закрытия окна приложения Hellol. Все начнется с того, что Windows отправит асинхронное сообщение WM_SYSCOMMAND оконной процедуре WndProc. Оконная процедура передаст это сообщение на обработку функции DefWindowProc. Функция DefWindowProc реагирует на него, отправляя сообщение WM_CL0SE оконной процедуре. В рассматриваемом примере предусмотрена обработка этого сообщения — вызывается функция DestroyWindow. Однако если не предусмотреть эту обработку, то функция DefWindowProc сделала бы то же самое, то есть вызвала бы функцию DestroyWindow. Функция DestroyWindow заставляет Windows отправить оконной процедуре сообщение WM_DESTROY. И наконец, WndProc, обрабатывая это сообщение, вызывает функцию PostQuitMessage, которая посылает синхронное сообщение WM_QUIT в очередь сообщений приложения. Сообщение WM_QUIT прерывает цикл обработки сообщений в WinMain, и приложение завершает свою работу.
Сообщения не похожи на аппаратные прерывания. Пока оконная процедура обрабатывает одно сообщение, программа не может быть прервана другим сообщением. Только в том случае, когда функция, выполняемая в теле оконной процедуры, генерирует новое асинхронное сообщение, оно вызывает повторно оконную процедуру, и только после его обработки выполнение прерванной функции продолжается.